Тендер, конкурс   Библиотека тендеров Российской Федерации
Имя    Пароль    [Войти]

Контактная информация

По вопросам работы портала с нами можно связаться следующими способами:

ICQ: 375316900
E-mail: info@tenderlib.ru

ПОИСК ЗАЯВОК
Введите в окошко ключевые слова через пробел, отметьте галкой вид поиска и нажмите кнопку.
     
Поиск в государственных заказахпоиск по
гос. заказам
Спрос    Предложения    Искать в архиве [Расширенный поиск]   [Найти!]

Тендер на профессионализм

Действующая система государственных закупок, потерпевшая фиаско, будет изменена, поскольку за это высказались все ведущие политические силы. Однако новый порядок может оказаться не лучше старого, если Украина не будет руководствоваться соглашением о принципах государственных закупок в рамках Всемирной торговой организации


В прошлый вторник, 4 сентября, депутаты еще раз проголосовали за новый вариант закона о государственных закупках. В тот же день президент Виктор Ющенко на заседании Совета национальной безопасности и обороны заявил, что отказывается визировать документ, поскольку парламент является недееспособным. Более того, глава государства призвал привлечь к ответственности авторов действующей редакции закона социалиста Василия Цушко, коммуниста Александра Ткаченко и представительницу Партии регионов Раису Богатыреву (действующий закон также поддержала часть депутатов от фракций «Наша Украина» и БЮТ).

Все ведущие политические партии публично заявляют о желании ликвидировать Тендерную палату и вернуть систему, существовавшую до 2005 года. Если не сейчас, то после выборов. С необходимостью ликвидации такой структуры ведущих политиков не спорит (см. «Эксперт» №28 от 16 июля 2007 года), однако для реформирования системы госзакупок только этого мало. Дело в том, что сама идея общественного контроля над закупками родилась как противовес ошеломляющей коррупции в этой сфере. Поэтому механическое возвращение «дореформенного» законодательства не улучшит ситуацию в сфере госзакупок, оно приведет просто к перераспределению коррупционных финансовых потоков.

Центр против регионов

Отечественная система госзакупок являет собой странную смесь жесткого централизма с анархией. С одной стороны, в начале этого года были ликвидированы единые тендерные комитеты, которые закупали однородные товары вроде канцелярии или продуктов питания на уровне района, области или ведомства. В результате больницы или воинские части были вынуждены самостоятельно заниматься закупками, тратя время своих специалистов и немалые деньги на киевских консультантов и тендерную документацию. С другой стороны, закон о госзакупках, вступивший в силу в марте этого года, ввел излишнюю централизацию. Все объявления о закупках должны размещаться на одном сайте, всю документацию и консультационные услуги можно покупать только у нескольких фирм, связанных друг с другом. А недешевые тренинги члены тендерного комитета обязаны проходить дважды в год на нескольких аккредитованных курсах.

В большинстве стран мира, за исключением Украины, Саудовской Аравии, Бутана и нескольких тихоокеанских островов, государственные закупки осуществляются на основании базового соглашения в рамках Всемирной торговой организации. Согласно этому соглашению, закупки осуществляет непосредственный распорядитель бюджетных средств. Уполномоченный орган центральной власти регулярно издает рекомендации по приобретению типовых товаров: продуктов питания, мебели, канцелярских принадлежностей, автомобилей и т. д. К примеру, в США Federal Business Opportunity (правительственная структура, занимающаяся госзакупками на сумму свыше 25 тыс. долларов) ежегодно публикует бюллетень, содержащий предельные цены на типовые товары, их обязательный перечень, стандартные условия поставки и требования к качеству. Таким образом, ведомствам не приходится проводить тендеры или конкурсы — они приобретают товары у любого предприятия, соответствующего условиям бюллетеня. При этом законодательство не позволяет закупить у одного продавца весь необходимый объем товаров или услуг.

При такой системе нет возможностей для масштабной коррупции (ведомства не могут покупать товары по ценам, превышающим предельные) и экономятся бюджетные средства (нет необходимости в конкурсных процедурах). Происходит и экономия на масштабе — бОльшая часть закупок делается оптом, для целого ряда учреждений с идентичными потребностями. Например, лекарства закупаются для всех больниц города, при этом приобретается не одна их партия, а несколько, причем доставка осуществляется в течение всего бюджетного периода. Начиная со следующего года похожая система заработает и в Российской Федерации — в середине августа соответствующие поправки в законодательство подписал президент РФ Владимир Путин.

В отечественном законодательстве есть похожая процедура — запрос ценовых предложений. Однако она применяется только для закупок на небольшие суммы и не исключает мошенничества, ведь уровень максимальных цен на закупаемые товары в Украине не установлен.

К сожалению, ни одна из трех ведущих политических сил не предлагает такую систему. Блок Юлии Тимошенко делает акцент на создании при правительстве либо при каждом министерстве агентства, которые будут заниматься закупками по принципу межведомственной кооперации. К примеру, армия станет закупать картошку для всех воинских частей на весь год на одном аукционе. Блок «Наша Украина — Народная самооборона» и Партия регионов хотят возродить единые тендерные комитеты на уровне районов, областей и министерств, которые будут приобретать столы и стулья для всех бюджетных организаций района, области или для всех подразделений министерства. Оба предложения не только помогут бороться с коррупцией и экономить средства распорядителей бюджета за счет отмены платежей за консультационные услуги, но и приведут к еще большей централизации власти. Руководителю бюджетной организации нужно будет сначала доказать необходимость покупки вышестоящему начальству, а потом подождать, пока где-то в районе или области купят нужное. Особенно несправедливым такой порядок будет для органов местного самоуправления — они попадут в полную зависимость от региональных государственных администраций.

Простота и сложность

Произвести закупки без полноценного тендера в некоторых случаях просто невозможно. Без него не обойтись в строительстве, при приобретении сложного оборудования или проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основная проблема и действующего законодательства, и всех проектов политических сил — недоверие законодателей к чиновникам и ориентация только на цену товара. Сейчас в ходе тендера нельзя закупить более качественные товары или услуги, потому что, как правило, они стоят дороже. Поэтому, чтобы купить то, что действительно нужно, заказчики вынуждены тратить много времени на составление многостраничной тендерной документации.

Все наши соседи давно решили дилемму «цена—качество». Чаще всего тендеры проводят в два этапа: вначале изучают, как можно решить проблему или удовлетворить потребность, а затем проводят тендер на закупку товаров или услуг. При такой системе власти Киева прежде чем строить мост через Днепр провели бы тендер на научно-исследовательские работы по выяснению того, где и какое именно сооружение лучше построить. И только на основании результатов исследований провели бы второй тендер на строительство самого моста.

Кроме того, на всех сложных тендерах, в частности, строительных, вводятся квалификационные условия: опыт работы, наличие лицензий и сертификатов и т. д. В сложных тендерах используются так называемые качественные коэффициенты. Например, в России при закупке результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ тендерный комитет имеет право заключить договор с участником, который предложил цену на 45% превышающую минимальную, только потому, что члены тендерного комитета считают — это научное учреждение лучше справится с поставленной задачей. Для строительства аналогичный коэффициент составит 20%. В Украине ни сторонники Тендерной палаты, ни ее оппоненты не задумываются, что кроме цены необходимо учитывать и качественные параметры закупки.

Контроль над госпредприятиями

Еще одной проблемой является то, что под законодательство о госзакупках подпадают государственные предприятия. Нежелание их директоров проводить тендеры и стало одной из причин шумной кампании за реформирование законодательства о закупках и ликвидацию Тендерной палаты. Все завершилось тем, что в июне парламент со скрипом принял законопроект, выводящий из-под действия закона о госзакупках государственные предприятия и уменьшающий полномочия Тендерной палаты. Документ подписан спикером Александром Морозом (президент Виктор Ющенко вето на него не наложил, но подписать отказался) и опубликован в правительственной газете «Урядовий кур’єр». Однако на практике этот закон так и не заработал. Некоторые предприятия его успешно выполняют и не проводят тендеры, но большинство госкомпаний работают по старинке. Единственное чего удалось добиться, — после скандала вокруг принятия закона консультационные предприятия, аффилированные с Тендерной палатой, немного снизили цены на свои услуги.


Сейчас все политические силы в погоне за симпатиями директоров предлагают разрешить госпредприятиям проводить закупки, игнорируя требования закона — на основании процедур, заложенных в соответствующих постановлениях правительства (это те же тендеры, но они будут проводиться по упрощенной системе). Однако такой шаг оправдан только частично. Предприятиям, работающим в рыночных условиях, не имеет смысла пользоваться законом о госзакупках, который подрывает их конкурентоспособность. Но предприятиям-монополистам вроде железной дороги или водоканалов необходимо закупать товары и услуги по строгим правилам. Иначе никто не сможет помешать им поднимать тарифы из-за завышения собственных расходов. Так, во многих странах-членах ВТО государственные и коммунальные предприятия-монополисты тоже руководствуются законом о госзакупках.

Похожая ситуация сложилась и с предприятиями инвалидов, заключенных, а также крестьян. До этого года государство стимулировало их развитие, предоставляя преимущественное право выигрыша в тендерах. Однако эта льгота породила злоупотребления (изобретательные бизнесмены через инвалидов и заключенных поставляли свои товары государству), поэтому была отменена, хотя логичнее было бы изменить систему льгот. К примеру, во многих европейских странах инвалиды имеют право поставлять государству свою продукцию на специальных условиях в пределах 20–30% от общего объема закупок. Более того, с помощью подобного механизма в России осуществляется государственная поддержка малого бизнеса. Начиная с этого года, российские госорганы обязаны покупать 20% всех необходимых товаров и услуг именно у малого бизнеса (согласно номенклатуре, установленной правительством).

Возможно, ведущие политики просто используют кризис в сфере госзакупок в своих предвыборных целях. Однако в избирательных списках каждой из ключевых политических сил есть множество сторонников сохранения действующей системы. Правда, после выборов замять этот вопрос тоже не удастся. Есть все основания признать действующий закон частично неконституционным, поскольку закрепленный в Основном законе принцип разделения властей не дает возможности общественной организации, каковой является Тендерная палата, осуществлять государственные функции. Так что если после выборов парламентское большинство не сумеет изменить закон, некоторые его нормы сможет отменить Конституционный суд.

Кроме того, отсутствие прозрачной системы госзакупок препятствует вступлению в ВТО. Формально соглашение о принципах государственных закупок не является для этой организации обязательным. Но на практике влиятельные страны-члены ВТО, такие как США, настоятельно рекомендуют государствам-новичкам его подписать. Украинские дипломаты уже пообещали начать процесс присоединения к этому соглашению сразу после вступления нашей страны во Всемирный торговый клуб.

Источник http://expert.ru
Сейчас в системе
Заявок: 0
Компаний:

Организации продают

Бесшовное покрытие "Мастерфайбр" для детских игровых площадок с укладкой на месте
подробнее

Бесшовное покрытие "Мастерспорт" для спортивных площадок и залов
подробнее

Покрытия «Мастерпол» для спортивных залов
подробнее

Быстровозводимые здания
подробнее

Сборно-разборные здания
подробнее

Тендеры сегодня

Купим полиакриламид в виде пудры или микродиспергированного порошка.
подробнее


подробнее

Куплю масло сливочное чистое от 20 тн спред не предлагать
подробнее

Valid XHTML 1.0 TransitionalПравильный CSS!
© «Библиотека тендеров» 2006-2010. Запрещено копировать и размещать в коммерческих целях информацию, взятую с этого портала.