С середины августа сервисные мастерские
отказываются ремонтировать по гарантии телефоны Siemens и BenQ-Siemens,
выпущенные в Германии в этом году. Тайваньская BenQ отказалась
оплачивать сервисное обслуживание этих аппаратов, ссылаясь на то, что
они были произведены без ее ведома по приказу временного управляющего
немецкого завода BenQ, проходящего процедуру банкротства. В Россию
пришло около 10 тыс. таких телефонов, и продавцам — «Евросети» и
«Связному» — придется ремонтировать их за свой счет.
Российское представительство компании B2X Care Solutions
разослало своим основным сервисным партнерам письмо с указанием не
принимать к гарантийному ремонту телефоны Siemens и BenQ-Siemens,
произведенные в Германии с начала 2007 года. Полгода назад B2X выиграла
тендер на сервисное обслуживание BenQ Mobile и теперь отвечает за
гарантийный ремонт телефонов тайваньского вендора по всему миру. Как
сообщает в своем письме B2X (копия имеется в распоряжении РБК daily),
решение об отказе в гарантийном обслуживании выпущенных на немецком
заводе телефонов принято советом директоров BenQ Corp.
«Эти аппараты были произведены после объявления банкротства
BenQ Mobile OHG (бывшего мобильного подразделения Siemens. — РБК
daily). Производство было инициировано временным управляющим
компании-банкрота и не было авторизовано со стороны BenQ Corp. Иными
словами, аппараты были произведены нелегально, реализованы временной
администрацией по существенно сниженной цене вопреки решению суда о
прекращении действия всех контрактов компании-банкрота», — мотивирует
свое решение тайваньская компания.
Концерн Siemens передал это производство тайваньскому
партнеру в октябре 2005 года и заплатил 250 млн долл. в придачу. В
ответ BenQ обещал вывести немецкий завод на безубыточность к концу 2006
года, но, потерпев фиаско, объявил его банкротом. При этом все долговые
и сервисные обязательства Siemens пришлось вновь взять на себя —
немецкая компания заплатила 117 млн евро тайваньскому партнеру для
того, чтобы последний осуществлял сервисное обслуживание телефонов
Siemens и BenQ-Siemens. «Решение BenQ противозаконно и противоречит
бизнес-этике, — считает Сергей Яковлев, возглавлявший закрытое в мае
текущего года российское представительство BenQ Mobile, а ранее —
Siemens Mobile. — BenQ получила новые разработки, специалистов, выход
на новые рынки и должна была взять на себя обязательства купленного
завода. Теперь в BenQ пытаются от них отказаться». Он уверен, что
решение тайваньцев нанесет больше всего вреда бренду Siemens.
В представительстве B2X говорят, что ущерб будет незначительным
— в Россию пришло около 10 тыс. телефонов BenQ-Siemens, выпущенных на
немецком заводе с начала 2007 года, а большая часть аппаратов осталась
в Европе у операторов Vodafone и Orange. «Около 98% поставленных в
Россию из Германии телефонов приходится на модель BenQ-Siemens EF81.
Она получилась довольно «сырой», процент отказов по ней выше 10% при
норме 3—4% — завод уже вырабатывал склады комплектующих, и за качеством
не очень следили», — рассказывает представитель B2X Care Solutions
Леонид Симонженков. Он ожидает, что в течение гарантийного срока за
ремонтом обратятся около 1200 владельцев этих аппаратов, но в
бесплатном обслуживании им будет отказано. «BenQ не хочет финансировать
ремонт телефонов, от продажи которых он не получал прибыль», —
резюмирует г-н Симонженков.
Такая позиция совершенно не устраивает продавцов телефонов —
им приходится самостоятельно оплачивать ремонт мобильников. Основную
часть телефонов, пришедших из Германии с начала года, купили «Евросеть»
и «Связной», рассказывает эксперт Mobile Research Group Эльдар
Муртазин. «Всего мы получили около 30 тыс. телефонов BenQ и
BenQ-Siemens и сейчас оплачиваем гарантийный ремонт части этих
телефонов из собственного кармана», — поясняет руководитель отдела по
связям с общественностью группы компаний «Связной» Елена Ноготкова. По
ее словам, «Связной» попытается обжаловать решение BenQ. В «Евросети»
также рассчитывают на то, что вендор пересмотрит свое решение. «Мы
выполним все гарантийные обязательства перед покупателями в полном
соответствии с Законом о защите прав потребителей», — уверяет
пресс-секретарь «Евросети» Очир Манджиков.
АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА