Инвестиции России в собственную оборонку в итоге недешево обходятся государству. Но как такого выбора у нашей страны нет, если мы и в дальнейшем планируем сохранять нынешние позиции на геополитической карте мира. При этом понятие гособоронзаказ оказывается весьма растяжимым — проекты оборонки могут разрабатываться совместно с нашими зарубежными коллегами, как например, в авиационной и морской военной промышленности.
В России много предприятий, работающих по схеме отечественного военно-промышленного комплекса, но проблема заключается в том, что сами по себе они — уникальные образцы советской и возможно частично российской системы. И речь идет даже не о производстве боевой транспортной техники, а о еще более высокотехнологичной аппаратуре. Например, отечественная авионика, удовлетворяющая потребности военной авиации, радиолокационные станции, ракетно-космические проекты, системы предупреждения о ракетном нападении и пр. Вполне вероятно, что немалая часть бюджета Минобороны уходит именно на разработки в вышеперечисленных областях, т.к. они являются в условиях современной войны наиболее перспективными.
Перспективы развития военной отрасли возможны и в том числе, если в арсенале российских предприятий появятся: современные материалы, технологии, методики производств. К тому же у нас есть производственные линии, которые нельзя останавливать, иначе вернуть их рабочую среду будет невозможно. Это участки закрытых учреждений, где в частности оружейный уран по программе ВОУ-НОУ превращался в топливо для американских атомных станций. Для таких объектов любая работа необходимость, ведь простаивание линии нанесет вред оборудованию.
По этой причине ситуация, когда в тендере по гособоронзаказу участвует всего один производитель, вполне реальная. Другой момент, в каком финансово-экономическом и техническом состоянии будет находиться предприятие. У нас нет взаимозаменяемых отечественных предприятий, механизмов оперативного их восстановления, понимания как удержать на балансе имеющиеся производственные мощности на высоком уровне. Это оказывает посильное давление как на государство, так и на предприятия, несмотря на то, что это ФГУПы. К тому же после заключения госконтракта государство может снизить финансирование, в связи с чем производителю придется выполнять условия себе в ущерб, либо платить штраф.
Иван Андриевский, к.э.н.
Первый Вице-президент Российского союза инженеров
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник http://www.gazetahot.ru/novosti/ekonomika/41306-vladimir-putin-podpisal-zakon-o-shtrafah-do-1-mln-za-sryv-gosoboronzakaza.html