Когда дела наперекосяк, принято разводить
руками и сокрушаться: хотели, мол, как лучше, а получилось как
всегда. Примерно то же сегодня происходит в связи с обилием
проблем, вызванных действием Закона «О закупке товаров, работ и
услуг за государственные средства». Причем депутатские оценки
колеблются от дипломатично-взвешенных, что он-де «далек от
совершенства» и «сырой», до безапелляционных.
— Ситуация с тендерными закупками — это
беспредел, парализующий выполнение работ на местах, — считает
Алексей Бабурин. — Сегодня надо исправлять последствия того
необдуманного закона, который мы приняли. Нужно устранить ошибку и
убрать монополиста — Европейское консалтинговое агентство. От его
деятельности страдают все субъекты хозяйствования, особенно
бюджетные организации.
Что ж, адекватная оценка происходящего — уже
повод для оптимизма. Остается только удивляться завидному
упрямству, с которым парламентарии десять раз подряд наступали на
одни и те же грабли, пытаясь усовершенствовать закон. Об этом, в
частности, уже шла речь в предыдущей публикации («Тендер: торги
здесь неуместны», «ЗН» от 24 марта с.г.).
Наверное, законотворческий процесс был настолько
увлекательным, что его участники напрочь забыли о существовании в
системе органов местного самоуправления сельских советов. Откуда
такое предположение? А вы обратите внимание на статью 12 закона:
«Членами тендерного комитета являются представители заказчика в
количестве не менее пяти человек». Но где их, спрашивается, взять,
если требуемая численность превышает штатное расписание сельского
исполкома?
Более того, каждый член тендерного комитета
должен иметь соответствующее свидетельство «установленного образца
о прохождении учебы или повышении квалификации по вопросам
организации и осуществления процедур закупок», срок действия
которого не превышает двух лет. Стоимость этой процедуры пока
составляет порядка 600 грн. Между прочим, сумма не пустяковая для
сельского бюджета, отнюдь не купающегося в роскоши. А если учесть,
что в соответствии со статьей 28 закона на участие в торгах должно
быть подано не менее трех тендерных предложений, вывод
напрашивается простой до неприличия: более-менее значимая
хозяйственная деятельность (если стоимость работ составляет или
превышает 50 тыс. гривен) селянам попросту заказана.
Впрочем, и проведенный тендер далеко не всегда
гарантирует решение проблемы. Что, собственно, неудивительно, коль
закон предоставляет право обжаловать «решение, действия либо
бездеятельность заказчика» не только участнику тендера, но и любому
другому лицу — было бы желание.
Как это происходит на практике, запорожцы смогли
убедиться не раз. Например, по итогам проведенного в нынешнем году
тендера на ремонт и реконструкцию дорог в областном центре
победителем признано коммунальное предприятие «ЭЛУАД». Но в связи с
жалобой организации «Пром
Источник http://www.zn.ua