В наступившем году исполнится двадцать лет новой
России — государству, появившемуся в результате краха коммунистического
режима и распада советской империи. Однако революционные чаяния и
надежды на то, что новое государство станет демократическим и
современным, и люди в нем будут жить достойно и благополучно, не
сбылись.
Сегодня Россия — это насквозь политически и
экономически коррумпированное государство, которое под властью
авторитарно-клептократического режима разваливается на глазах и
неуклонно приближается к социально-политическому катаклизму с высокой
вероятностью последующего распада.
Неизбежность
очередной точки бифуркации, развилки в политико-историческом развитии
России определяет необходимость анализа влияния политических решений и
действий 90-ых годов на сложившуюся сегодня ситуацию. Обратный
аналитический отсчет нужен для того, чтобы новая власть, которая придет
на смену рухнувшему режиму, не допустила повторения подобных просчетов
и смогла реализовать меры, способные вырвать страну из унаследованного
от советской империи и так и не преодоленного за прошедшие годы
кризиса. Кратко основные результаты такого анализа состоят в следующем.
(Подробный анализ приведен в книгах автора «Аудит политической системы
посткоммунистической России», 2007г., и «Вертикаль никуда: Очерки
политической истории России 1991–2008», 2010г.).
Номенклатурный реванш
Одним
из самых серьезных стратегических просчетов политических сил, пришедших
к власти в новой России, стало массовое использование во всех
структурах и на всех уровнях вновь создаваемой системы государственного
управления бывших чиновников советского партийно-государственного
аппарата. Исходный посыл для такого решения состоял в том, что для
быстрого включения в работу вновь создаваемых российских
государственных структур практически нет других кадров и другого пути,
кроме привлечения знающих прежнюю хозяйственную систему советских
чиновников. Возможно, в тактическом плане это и было оправдано. Но, как
показало последующее развитие событий, с учетом «профессионализма»
советской партийно-государственной номенклатуры наивно было полагать,
что ее можно заставить работать в интересах страны и новой власти, а не
в собственных, прежде всего, меркантильных интересах.
Фактически
нужна была не департизация государственного аппарата, которая и так
осуществилась почти автоматически с распадом КПСС, а его десоветизация
или точнее, деномеклатуризация, которая до сих пор так и не произошла.
В результате государственную власть и ресурсы страны захватили прямые наследники советской номенклатуры.
Тупик экономического детерминизма
Специфическая
особенность реформ 90-ых годов состояла в том, что реформы в сфере
экономики проводились опережающим порядком по отношению к
реформированию других сфер жизни общества и государства. Это было
обусловлено тем, что наиболее активную и подготовленную часть команды
президента Ельцина составляли управленцы и экономисты, приверженцы
экономического детерминизма. Воспитанные на историческом материализме
реформаторы были искренне убеждены в том, что сначала следует
реформировать экономику, перейти от административно-плановой к рыночной
экономике. И это создаст условия для последующего выстраивания
демократической политической системы. Однако
недооценка
необходимости наряду с экономическими реформами также политических и
идейно-ценностных преобразований очень скоро сказалась как на судьбе
самих реформаторов, так и стала причиной искажений не только
результатов, но и целей проводимых экономических реформ.
Состояние
дел в политической, экономической, социальной и других сферах
сегодняшней России, морально-нравственное и культурное состояние
российского общества со всей очевидностью свидетельствуют о том, что
экономический детерминизм продемонстрировал свою неадекватность и
неспособность обеспечить вывод нового российского государства из
унаследованного от советской империи кризиса. После непродолжительного
демократического просвета начала 90-х годов Россия вернулась в
тупиковую кризисную ситуацию, во многом подобную той, что сложилась
перед распадом советской империи. Выход из этого тупика сегодня
невозможен без демократических преобразований в политической сфере.
Бацилла политической коррупции
Тенденция
деформации конституционной модели демократических политических и
государственных порядков, установленных Конституцией России 1993 года,
проявилась в деятельности российской власти достаточно быстро после ее
принятия. Это было обусловлено перерождением совершивших революцию
политических сил в правящий номенклатурно-олигархический режим и
размежеванием дорвавшейся до власти теперь уже российской номенклатуры
с демократическим движением. Переломным моментом, резко ускорившим
процесс размежевания, стала начавшаяся в конце 1994 года чеченская
трагедия.
Стремясь дистанцироваться и обезопасить
институт президентской власти от пока еще недостаточно эффективной и
качественной, но вполне реальной политической конкуренции, команда
президента Ельцина стала позиционировать и задействовать этот институт
в качестве самостоятельного и непосредственного субъекта российской
политики. Такой лишенный опоры на реальные политические и общественные
силы субъект неизбежно стал использовать административный ресурс власти
для обеспечения своей самодостаточности в достижении политических
целей, что и представляет собой политическую коррупцию.
Бацилла
политической коррупции была занесена в российский политический организм
в парламентско-президентском избирательном цикле 1995–1996 годов. Но
окончательно политическая коррупция стала основным движущим механизмом
российской политики как закономерное последствие проведенной в конце
1999 начале 2000 года операции «преемник», в результате которой к
власти пришла команда Путина.
Стремление сохраниться
во власти даже «во имя общественного блага» любой ценой и средствами,
исповедуя заимствованный большевиками у иезуитов принцип «цель
оправдывает средства», неизбежно приводит к подавлению политической
конкуренции и ее замещению политической коррупцией.
Судебная контрреформа
Незавершенность
судебной реформы и фактически начавшаяся с середины 90-х годов
контрреформа обуславливают то, что действующая сегодня в России
судебная система не способна осуществлять объективное, беспристрастное
и справедливое правосудие, выполнять функцию главного арбитра в
разрешении всех политических, социальных и экономических споров и
конфликтов. Разворот судебной реформы в обратную сторону начался уже в
период работы Государственной Думы первого созыва не без участия
президентской администрации.
Депутаты Государственной
Думы первого и последующих созывов из числа бывших сотрудников
карательно-охранительных органов государственной безопасности и
внутренних дел, советской прокуратуры и суда начали необъявленную
публично, но от этого не менее агрессивную контрреформу.
В
лучших советских традициях судебная власть поставлена на службу
правящему режиму, в нарушение принципа разделения властей находится в
зависимости от президентской и исполнительной власти и используется для
их ограждения от социальных и политических протестов. Одна из ключевых
проблем судебной системы состоит в ее «человеческом качестве», в
неудовлетворительном профессиональном, моральном и нравственном
состоянии судейского корпуса, в котором распространена зараза
корыстолюбия и коррупции, готовность осуществлять правосудие не по
закону и справедливости, а исходя из политической целесообразности и по
«телефонному праву». И до тех пор, пока судебная система России будет
находиться в таком состоянии, ни о каком демократическом и правовом
государстве и рыночной экономике речи идти не может.
Рецепты политической хирургии
Исходя
из приведенного анализа, в качестве первоочередных мер, которые следует
реализовать после неизбежного крушения правящего
авторитарно-клептократического режима, можно предложить следующее.
Профессиональная
люстрация государственного аппарата — запрет на работу на
государственной службе тем, кто при прежних режимах занимал должности,
уровня принятия, непосредственной подготовки и согласования
государственных управленческих решений. При этом должна быть проведена
смена кадрового состава правоохранительных органов и спецслужб. И
обеспечена законодательная защита неполитической части государственного
аппарата от любого политического влияния.
Реформирование
судебной системы отмена всех законодательных установлений,
противоречащих концепции судебной реформы 1991 года, и доведение
судебной реформы в этой концепции до конца. При этом должна быть
проведена замена судейского корпуса за счет привлечение на начальном
этапе на должности судей всех звеньев судебной системы, прежде всего,
адвокатов и юристов из негосударственных структур.
Восстановление
политической конкуренции — отмена всех законов, ограничивающих создание
и деятельность любых политических партий и общественных объединений,
кроме антиконституционных, и формирование политических и
общественно-политических блоков.
Ликвидация
«избирательной власти» — отмена всего действующего избирательного
законодательства. При этом возможна передача функций по формированию
избирательных комиссий, кроме центральной, судебным инстанциям после
замены судейского корпуса и формирование состава избирательных комиссий
по принципу «присяжных заседателей».
Восстановление
информационной конкуренции — сокращение до минимума количества
государственных и аффилированных с властями всех уровней СМИ, создание
общественного телевидения и радиовещания при сохранении только одного
государственного телевизионного канала и одной государственной
радиостанции и исключительно на федеральном уровне.
Создание
специального государственного органа по борьбе с коррупцией вне системы
органов исполнительной и законодательной власти и полная реализация
всех установлений Конвенции ООН против коррупции 2003 года и конвенций
Совета Европы об уголовной и гражданско-правовой ответственности за
коррупции 1999 года.
Автор профессор НИУ ВШЭ и РУДН
Источник http://www.gazeta.ru/