Почему даже с помощью интернета не удается сократить очереди к столичным чиновникам
А ЗА ПАРОЛЕМ - ЛИЧНО
В нашей стране получение справки - это почти спорт. Из последних сил, с пеной у рта, до победного конца, а вместо медали - бумажка из какой-нибудь конторы...
Но вроде как у нас появилась альтернатива - оформление справок через Интернет. Это одна из функций так называемого электронного правительства (см. «Справку «КП»). Но как оно работает и существует ли на уровне Москвы? Проверим.
Захожу на сайт «Электронная приемная Москвы» (адрес - https://oo.mos.ru). Выбор услуг смехотворен. В природе существует до тысячи разных справок, а на сайте можно заказать всего 12 видов бумажек.
- Что бы такое заказать? - размышляю. - Справку многодетной семьи? Не дадут. Единый жилищный документ? Триста лет не нужен.
Задумчиво щелкаю мышкой, ожидая увидеть список возможных справок. Черта с два! Оказывается, пока не прошел регистрацию, продолжения не будет.
- Ладно! - пожимаю плечами, забивая свои данные в длиннющую электронную анкету, которая вылезла на сайте. Нажимаю кнопку «Далее».
«Не заполнено обязательное поле!» - пульсирует красная надпись.
Проверяю еще раз: имя, фамилия, дата рождения, номер паспорта. Что еще надо? Набираю телефон службы поддержки.
- Алле! - тянет в трубку парень. - А у вас что - Safari (программа, которая обеспечивает доступ к Интернету. - Авт.)? Мы там кое-что недоработали... Иногда работает - иногда не очень. Заходите с Internet Explorer.
- А у меня только Safari, - отвечаю. - Что делать?
- Твори добро, - вдруг запел в трубку парень, старательно пародируя Шуру. - Хм... Извините. Вообще-то мы этот сайт уже не обслуживаем - тендер выиграла другая компания, а телефон не меняют... собаки! И меня это немножко... раздражает.- Меня тоже, - признаюсь.
Худо-бедно регистрацию на сайте я прошла. Но это лишь начало марафона. Теперь надо получить пароль. Притом идти за ним лично. И не куда-нибудь, а в ГУИС (Госучреждение «Инженерная служба») района.
- Какой идиотизм! - таращусь на инструкцию, которая высветилась на мониторе. - Обычно пароль приходит на электронную почту. Но чтобы ходить за ним лично...
Оказывается, есть резон.
- Представьте: случайный человек узнал ваш пароль и с помощью Интернета прописался в вашей квартире (услуги по прописке пока нет, но планируется. - Авт.), - говорит руководитель направления Института государственного управления Высшей школы экономики Андрей Жулин. - Потому его выдают только в руки и при предъявлении паспорта.
Но почему паспорт надо показывать именно сотрудникам инженерной службы? - не дает покоя вопрос. - А не, допустим, сантехникам из «Мосводоканала»?
- Пароль выдают в службе «одного окна», которое в принципе есть при каждом ведомстве, - говорит сотрудник Комитета госуслуг Москвы Сергей Миляев. - Но не каждое ведомство принимает онлайн-заявки («Мосводоканал» пока не принимает). А инженерная служба принимает, ее отделение есть в каждом районе. Мы старались сделать процесс получения кода максимально удобным.
О да! Отпрашиваться с работы и топать в ГУИС - это очень «удобно». Почему не упростить процедуру и не высылать код заказным письмом? Почтальон проверяет паспорт, я ставлю подпись - и порядок!
- Такая система действует при регистрации на общероссийском портале gosuslugi.ru, - говорит Андрей Жулин. - Московские власти решили по-другому. Единого регламента нет. Потому каждый регион креативит на свой лад. Опыт-то новый и потому не всегда удачный.
Но знаете, что самое обидное? Игра не стоит свеч. Получу я код - и что? Могу заказать по Интернету всего 12 справок. Более того, получать мне их нужно лично, то есть опять отпрашиваться с работы. В чем тогда пафос этого электронного правительства? Столько разговоров, а по факту - пшик...
- То, что мы имеем сейчас, электронным правительством не назовешь, - считает гендиректор компании по разработке сайтов «Стратег» Екатерина Аксенова. - Вы знаете, как оно работает в идеале? Поясню на опыте Сингапура или Канады - они по этой части передовики.
Итак. Допустим, житель Канады по фамилии Ридо решил оформить льготу. Направил письмо в департамент Х. Там чиновники сами (!) запрашивают разные справки отовсюду. Собирают пакет документов, отсылают в другой департамент. Там проверяют - подтверждают. Опять куда-то отсылают. И наконец выписывают итоговую справку. Далее чиновники сами звонят в аналог нашего ТСЖ: мол, господин Ридо должен получить льготы при оплате «коммуналки». Сам господин Ридо тем временем курит бамбук. И лишь на финальной стадии получает электронное письмо: старик, поздравляем! И ссылку на готовый документ (он в электронном виде хранится в архиве ведомства. - Авт.).
То есть мужик палец о палец не ударил. Все сделали ВМЕСТО него. Московское «электронное правительство» такой «комплексный обед» даже не предлагает. Упрощен лишь первый шаг по выдаче отдельных ингредиентов. А дальше все как встарь: схватил бумажку и побежал с ней в префектуру, в управу, в ТСЖ (нужное подчеркнуть). По-прежнему исполняешь роль курьера. И чтобы оформить пакет документов, нужно брать если не отпуск, то отгул точно. Источник msk.kp.ru
|