На каких машинах ездят московские чиновники
Красиво жить, как известно, не запретишь. Похоже, российские чиновники лучше других заучили эту расхожую поговорку. А потому выставляют на открытых тендерах по госзаказу заявки на дорогие вещи - представительские автомобили, мебель, товары премиального сегмента. «Комсомолка» не раз писала об этом.
Не отстают от федералов и столичные служащие. Например, конкурсы на персональный транспорт для них проводятся каждую неделю. По данным официального портала государственных закупок правительства Москвы, только в июне этого года было объявлено аукционов на аренду и покупку автомобилей за счет бюджета на сумму более 20 миллионов рублей. В основном «персоналки» берутся напрокат с водителем.
На что же тратятся эти деньги и на каких машинах предпочитают ездить по Москве чиновники, «Комсомолка» узнала, изучив конкурсные требования.
СПОРТИВНЫЙ РУЛЬ, КОЖАНЫЙ САЛОН
Оказалось, дорогие авто известных марок полюбились служащим ведомств по капремонту жилых домов. Видимо, объезжать с проверками ремонтируемые многоэтажки им сподручнее только в комфортных условиях. Например, Департамент капитального ремонта жилищного фонда Москвы по Северному округу заказал в аренду OPEL Insignia 4-D Sport. По требованию коммунальщиков в ней полно прибамбасов: салон и спортивное рулевое колесо отделаны перфорированной кожей, эргономичные спортивные сиденья снабжены выдвижной подушкой для ног, в заднем подлокотнике встроен контейнер для вещей и подстаканников, есть и перчаточный ящик. А уж об электронном климат-контроле и мощной аудиосистеме и говорить не приходится. Словом, на такой машине ездить на работу - одно удовольствие. Которое, кстати, обойдется бюджету почти в 270 тысяч рублей за пару месяцев (аренда). В эту сумму входят техобслуживание машины, бензин и зарплата водителя.
В компаниях по автопрокату мы попытались выяснить рыночные цены на аренду подобного автомобиля, но ничего не вышло.
- На такую машину обычно нет заказов, поэтому в нашем автопарке ее не держим, возьмите лучше «Опель Астра», - уговаривали меня в очередной фирме по прокату. - Тысяч в 150 в месяц уложитесь...
Экономных чиновников удалось отыскать в Департаменте капитального ремонта жилищного фонда Москвы по Западному округу. Здесь хоть и выбрали для своих нужд дорогой автомобиль «Вольво S 80», но на аренду решили сильно не тратиться. За три месяца она обойдется бюджету в 300 тысяч рублей. А на рынке цены выше.
- Дешевле 450 тысяч не получится, - объяснил мне менеджер одной из интернет-компаний по автопрокату, - все из-за бензина и зарплаты водителя. Если собираетесь много ездить, то на одну только горючку куча денег уйдет.
ДОРОГАЯ МОЯ МАШИНА
Но всех переплюнула префектура Северо-Западного округа столицы, арендовав до конца этого года девять автомобилей. Для префекта - «Ауди А8». Еще восемь машин для его замов - по одной «Ауди А6», «Вольво ХС90», «Хёндай Соната» и пять штук «Форд Мондео».
Судя по требованиям заказчика, в машине ничто не будет отвлекать префекта СЗАО от важных государственных дел. Шторки на задних окнах прикроют неприглядный вид на улицу, сиденья с подогревом и массажером разомнут натруженные мышцы, а ксеноновые фары разгонят темноту за бортом. Но самое удивительное не это. Ездить на своем «Ауди» префекту предстоит аж 21,5 часа в сутки! Да-да, именно так значится в заявке. Вы думаете, такого рабочего дня ни один человек не выдержит? Но, видимо, нет предела трудоспособности столичных чиновников...
Префектура готова выложить за полугодовую аренду машины 2,3 миллиона рублей. В месяц получается больше 380 тысяч рублей. Много это или в самый раз?
Чтобы разобраться с ценами, обзваниваю фирмы по прокату машин.
- За 300 тысяч рублей мы подберем вам точно такую машину, - прикинув на калькуляторе, сообщил менеджер одной из компаний.
В остальных мне пообещали сервис, как у префекта, всего за 350 тысяч рублей. То есть на 30 - 80 тысяч дешевле, чем решила префектура.
А ведь еще и автопарк замов префекта СЗАО обойдется, судя по заявке, в 5,3 миллиона рублей. Немалая сумма.
«НАМ НУЖНЫ АВТОМОБИЛИ ВЫСОКОГО КЛАССА»
Увы, среди госслужащих так и не нашлось заказчиков на недорогие отечественные машины. Продукцию российского автопрома чиновники не желают ни арендовать, ни уж тем более покупать.
- Нашим сотрудникам нужны надежные автомобили, - объяснили в Финансово-хозяйственном управлении мэрии Москвы. - Никто не хочет постоянно заниматься ремонтами. Поэтому отечественные и китайские машины мы не заказываем. Только иномарки высокого класса. Главное, чтобы у предложенных машин цена и качество совпадали. А для экономии нам, разумеется, выгоднее не покупать автомобили, а брать их в аренду.
Все так. Но только экономия выходит сомнительная. Ведь транспортные запросы служащих все-таки влетают городской казне в солидную сумму.
АВТОРЕЙТИНГ
Эти модели часто выбирают столичные чиновники (цвет обычно черный):
Audi A4
Volvo XC90
Mercedes-Benz C класса
Nissan Primera 1.6 Comfort или Teana и Almera Classik
Toyota Camry или Avensis
Ford Focus или Mondeo
Hyundai NF Sonata
КСТАТИ
Мэра возят на бронированной «Ауди»
В автопарке столичного мэра в личной собственности только ГАЗ-69-Э с прицепом для перевозки ульев. Этот автомобиль указан в декларации Юрия Лужкова. А служебные машины за время своей работы градоначальник менял несколько раз. Среди них были, к примеру, лимузин «ЗИЛ 41041», «Князь Владимир» автозавода АЗЛК, Volvo S 80. Сейчас мэр разъезжает на бронированной Audi A8L Security (средняя стоимость на рынке - от 600 тыс. евро).
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
«Госслужащие должны понимать, что общество их контролирует»
- Дорогие машины по госзаказу закупали всегда. Просто об этом раньше никто не знал, - говорит Михаил Евраев, начальник управления Федеральной антимонопольной службы России по контролю за размещением государственного заказа. - Сейчас благодаря тому, что проводящаяся реформа госзаказа сделала процедуру госзакупок значительно более публичной и детальной, появился и общественный контроль за действиями чиновников. Мы будем совершенствовать эту систему и дальше. Помимо перехода на электронные аукционы, мы направили в Минфин предложения по введению ряда нормативов при госзакупках. К примеру, чтобы чиновники не покупали по госзаказу автомобили выше установленного класса или дороже определенной цены. Также необходимо наводить аналогичный порядок с размещением информации и введением нормативов и в госкорпорациях, и в естественных монополиях. Если добиться публичности в информации, я думаю, мы увидим на сайтах много интересного, на что расходуются деньги населения.
МНЕНИЕ
«Аппетиты вряд ли изменятся»
- Открытость тендеров вряд ли изменит аппетиты госслужащих, - считает Сергей Митрохин, руководитель партии «Яблоко». - Ведь существует огромное количество способов разместить заказ среди прикормленных компаний или близких людей. Поэтому нужен жесткий и тотальный контроль за чиновниками, которые распоряжаются финансовыми и материальными ресурсами. Необходимы прозрачность доходов и расходов государственных служащих, отчеты по всем вопросам их деятельности, которые волнуют общественность. То есть должен быть комплексный подход, а не отдельные меры в виде открытых конкурсов по госзакупкам. Источник msk.kp.ru
|