Это бесчеловечно! Станет ли система госзакупок более прозрачной с переходом на электронные площадки?
Так уж повелось, что в России институт госзакупок существует как двуликий Янус, являя миру свою официальную, опубликованную на сайтах ведомств сторону, и коррупционную, о которой говорят почему-то лишь журналисты да возмущенные несправедливостью предприниматели. Многомиллионные откаты, липовые конкурсы и заранее выигранные аукционы – печальные реалии сегодняшнего дня. Этот отлаженный механизм, накачивающий чиновничьи карманы деньгами, решено демонтировать и создать на его месте новый, более прозрачный. Большая ставка в этом вопросе делается на переводе госзакупок на электронные площадки. Госзаказы федерального уровня перейдут в виртуальную плоскость уже с 1 июля, регионального и муниципального – лишь с 1 января 2011 года.
Ставки, конечно, делать никто не запрещает, но, мнения экспертов в данном вопросе не столь оптимистичны, как чиновничьи рапорты. По словам заместителя директора Института управления закупками и продажами имени А.Б.Соловьева Татьяны Трефиловой, с летним переходом торгов на электронный вариант власти поторопились. Он не обоснован по двум причинам: недоработанное законодательство и малое количество работающих площадок. Оптимальным вариантом «запуска» госпожа Трефилова считает начало 2011 года. По ее словам, эти полгода нужно потратить на искоренение связанных с переходом проблем. Или же вообще, переводить госзаказ на электронный вариант тогда, когда все будет к этому располагать.
Гарант прозрачности
Принцип работы новой системы такой: компании-претенденты на заказ должны участвовать в торгах инкогнито, маски будут сброшены не ранее, чем объявят победителя. То есть, к плюсам торговли на электронных площадках относят возможность участвовать в аукционах по принципам честной конкуренции и, в итоге, добиваться лучшей цены для своей компании. Кроме того, по мнению ряда аналитиков, они позволяют полностью автоматизировать и упорядочить торговый процесс, что позволит весомо сократить сопутствующие издержки. Также в электронных торгах, в отличие от стандартной бумажной системы тендеров, полностью исключен человеческий фактор – к вопросу об откатах.
Особо подозрительные не увидели в таком подходе гаранта на прозрачность всей системы. На самом деле, согласитесь, что легко можно зашифровать название нужной компании в описании товаров и услуг, предлагаемых поставщиком или в виде пароля использовать определенное словосочетание. В общем, участник и заказчик всегда смогут договориться о том, как должна выглядеть заявка, чтобы выделиться среди остальных.
Как успокаивает в разговоре с корреспондентом сайта «Коррупция.NET» начальник отдела формирования и размещения госзаказа Управления государственного заказа и товарных рынков Главэкономики Алтайского края Дмитрий Батейкин, насчет прозрачности волноваться не стоит. Отсекать коррупционные моменты, призвана двухступенчатая система отбора победителя: на первом этапе, к слову, абсолютно автоматизированном, компьютер выбирает победителя, исходя из предложенной им цены, второй этап нацелен на проверку состоятельности победителя – может он или не может обеспечить выполнение заказа.
Так что беспокоиться особенно не из-за чего, если только кто-либо не проникнет в систему и не подправит результаты.
На данный момент рынок электронных торгов стоит в начале своего пути, однако перспективы его развития эксперты рассматривают как положительные. Единственное, что может помешать бурному развитию рынка – несвоевременное совершенствование законодательства в области. Правда, как заверяют чиновники, насчет этого беспокоиться не стоит.
Стоит ли овчинка выделки?
А вот Татьяна Трефилова считает законы недоработанными, а, следовательно, они будут одной из главных проблем всей системы. Причем, чтобы после перехода госзаказа на «электронку» избежать тех коллизий, которые происходят уже сейчас, над законом необходимо довольно серьезно работать. Плюс, ко времени перехода, в лучшем случае, будет работать три площадки из запланированных пяти, чего явно недостаточно для работы с большим объемом лотов. Ко всему, те три рабочие площадки необходимо «дорабатывать», так часты случаи технических сбоев.
То, что в законодательном плане есть, что подправить считает и Дмитрий Батейкин, считая большим минусом системы ее платность. То есть, победителю торгов придется заплатить государству до пяти тысяч рублей. Деньги конечно не большие, но скажем, кто будет браться за заказ в 30 тысяч рублей, если 18% придется отдать уже по факту. А ведь есть заказы и на 10 тысяч рублей, причем за не дорогостоящими лотами будет преимущество, по их количеству. Стало быть, огромная часть заказов изначально попросту будет нерентабельна для исполнителей. Источник corrupcia.net
|