Контактная информация
По вопросам работы портала с нами можно связаться следующими способами:
ICQ: 375316900 E-mail: info@tenderlib.ru
|
ПОИСК ЗАЯВОК
Введите в окошко ключевые слова через пробел, отметьте галкой вид поиска и нажмите кнопку.
Просчет с модернизацией
Скоро и властям станет ясно, что модернизации
не получается. Потому что даже «технико-технологическое» обновление
невозможно без политической реформы. Модернизация – ошибка властей. Не
в том смысле, что ничего и не надо было делать. Конечно, нам нужна
модернизация. Точнее, коренная перестройка. Но власти, провозгласив
модернизацию, понимают ее, прежде всего, в технико-технологическом
смысле.
Казалось, все так просто: заработают нанотехнологии,
установят энергосберегающие лампочки, станем выпускать гибридные
автомобили «от Михаила Прохорова», суперкомпьютер введут в строй.
Да плюс еще и специальное место для всего передового в области науки и
техники выделим – российский аналог Силиконовой долины. Чтобы
технологическое обновление еще более ускорилось – массу налоговых льгот
в целях стимулирования инноваций введем.
Правда, встает закономерный вопрос: а что с ранее принятыми льготами,
призванными стимулировать технологическое обновление производства?
Почему они-то не работают? Ну да ладно, сейчас речь не об этом. Речь о
том, что задуманная властями модернизация – это переход к инновационной
экономике.
Не учли «пустячок». Инновационной экономики у нас нет не потому, что не
хватает энергосберегающих лампочек и собственных гибридных автомобилей
или какой-то там иной новой техники и технологий. Инновационная
экономика отсутствует по причине того, что инновации, увы, не являются
аргументом в конкурентной борьбе. Они попросту не нужны, эти инновации.
Когда экономика отличается низким уровнем конкуренции – а российская
экономика именно такова – тогда инновации не востребованы. Спрос на них
отсутствует. Потому что гораздо более действенными оказываются
административные рычаги.
К примеру, если «вдруг» действительно появился конкурент, то с ним
можно разобраться, задействовав связи с губернатором, или знакомства в
налоговой инспекции, или, использовав массу других возможностей,
вытекающих из хороших взаимоотношений с чиновниками. А тендер на
поставку продукции для госнужд можно выиграть, обойдя всех
потенциальных конкурентов, имея хорошие и «взаимовыгодные» отношения с
теми же чиновниками – представителями госзаказчика.
По информации Федеральной антимонопольной службы, в России около 60%
дел, возбуждаются в связи с нарушением законодательства о защите
конкуренции – это дела в отношении органов власти всех уровней – от
федерального до муниципального.
Получается, что первый враг конкуренции у нас в стране – это
государство, это чиновники. Но тогда надо менять такое государство,
нужен новый бюрократический аппарат.
Значит, требуется эффективная административная реформа. Только реформа
такая нужна реальная, а не показушная образца середины 2000-х годов.
Помните эту реформу? У председателя правительства один заместитель, у
министров – не более двух, а все органы федеральной исполнительной
власти аккуратно разделили на министерства, агентства и службы.
Это была никакая не административная реформа, это было простое
перетряхивание структуры федеральной исполнительной власти. Кстати,
сегодня заместителей у министров уже не по два, а по пять-шесть, а
вице-премьеров аж семь человек. Но главное – мотивация у чиновников
осталась прежняя: получение административно-статусной ренты, а
эффективность работы бюрократического аппарата – низкая.
Что получается? А получается, что даже для того, чтобы обеспечить
«технико-технологическую» модернизацию, требуются институциональные
преобразования – та же административная реформа. Теперь вопрос:
возможна ли сегодня в России эффективная административная реформа без
реформы политической? Причем не такой, когда чуть ли не главная новация
состоит в том, чтобы нормативно определять численный состав
региональных парламентов...
Вот и получается, что «технико-технологическая» модернизация невозможна
сегодня в России ни без институциональных преобразований, ни без
реальной политической реформы. Но понимания этого у властей,
провозгласивших курс на модернизацию, не было и нет. Думаю, достаточно
скоро даже властям предержащим станет ясно, что модернизации не
получается. Даже, если заставят всех поменять лампы накаливания на
энергосберегающие, даже если всех пересадят на гибридные авто, даже
если… – все равно это будет никакая не инновационная экономика.
В общем, власти попадают в ловушку. Поэтому провозглашение модернизации
– огромный просчет властей. Просчет в том смысле, что не просчитали, не
додумали.
Самое интересное, что для просчета возможных последствий политики
модернизации и думать-то особо не надо было. Достаточно было просто
немного повспоминать. Вот, как раз в эти дни отмечается четверть века с
того памятного марта 1985 года, когда было провозглашена политика
перестройки.
Вспомните: Михаил Горбачев и не помышлял тогда о политических реформах.
Речь шла об ускорении, о том, что социализм должен быть «с человеческим
лицом», о том, что все преобразования должны проводиться «в рамках
социалистического выбора». А что надо делать для ускорения? Добиться
ускоренного развития машиностроения!
И что? Ничего не получалось в прежней системе координат. А ведь в то
время огромный энтузиазм у людей был, чего сегодня нет и в помине. Но
после кратковременного оживления экономическая ситуация продолжила
стремительно ухудшаться. Михаил Горбачев, вынужден был, на самом деле,
двигаться дальше, вплоть до политических преобразований. И не хотел бы,
а надо.
Сегодня ситуация принципиально очень схожая. Что будет сегодня и завтра
– увидим. Ясно одно, что если попытаться ограничиться
«технико-технологической модернизацией», то придется признать ее
безрезультатность. Значит, для властей выбор такой модернизации –
ошибка. Двигаться дальше, вплоть до политических преобразований – тоже
ошибка, потому что никто такое и не планировал, и не готов к этому.
Отыграть все назад, мол, не получилось – тоже признание ошибки…
Игорь Николаев, партнер, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Источник versii.com
|
|
Сейчас в
системе Заявок: 0 Компаний:
|